Композиционные приемы для создания объёма в фотографии

Одной из основных проблем фотографии является передача объема трехмерного мира на плоскости фотографии. В отличие от художников, у фотографов нет возможности дорисовать детали на своих снимках, они должны обойтись только тем, что видят. Но и у нас, и у художников есть общий набор «инструментов», которые помогают передать объем: линейная перспектива, тональная и масштабная перспектива, а также создание эффекта размытия в изображении — ГРИП. Фотография — это плоская, двухмерная картинка, которая старается передать трехмерный мир. Наши инструменты позволяют нам воссоздать этот объем и заглянуть глубже в снимок. За более чем 100 лет существования фотографии, мы постоянно разрабатываем новые техники и композиционные приемы, чтобы передать максимально реалистичную и глубокую картину мира на наших фотографиях. Но каждая фотография все равно остается только приближенной к реальности, и от нас зависит, какой объем и какую глубину мы сможем передать на наших снимках. Но даже в ограниченном пространстве плоскости фотографии мы можем увидеть многое, и это является нашей задачей — открыть эту глубину и объем в наших фотографиях.
От наших решений – от выбора кадра, расположения объектов и использования размытия зависит, какой конечный результат мы получим. Попробуем детальнее рассмотреть каждую перспективу и увидеть, как она влияет на снимок.

Линейная перспектива
Этот тип перспективы может просто преображать ваши фотографии, делая их еще удивительнее. С линейной перспективой все линии на снимке сходятся в одну точку горизонта. Это создает впечатление глубины и привлекает взгляд наблюдателя. Делайте эксперименты с ракурсом и найдите интересные линии, которые могут добавить динамики и глубины в ваш снимок.

По другому линейную перспективу можно назвать объективной. This perspective lets us see the world in a way that is closer to how our eyes perceive it in real life. Фотография в объективной перспективе создает ощущение присутствия, словно мы смотрим на мир собственными глазами. Центральными объектами в этом случае являются передний план и место, где мы фокусируемся. Это позволяет создать глубокий эффект и привлекать внимание к важным деталям.

 
 
Фотография в объективной перспективе создает ощущение присутствия, словно мы смотрим на мир собственными глазами.
 

 

Таким образом, выбор перспективы играет огромную роль в создании удивительных фотографий, которые оставят впечатление на зрителей. Используйте возможности каждого вида перспективы и воплощайте свои творческие идеи в снимках, которые будут долгое время вызывать восторг и воспоминания.
В пейзажной фотографии линейная перспектива играет ключевую роль. Линии, ведущие глаз к одной точке на горизонте, создают иллюзию глубины и пространства. Безусловно, основой линейной перспективы могут служить различные элементы окружающей среды: дороги, мосты, перила, дома, электрические провода. Эти объекты, расположенные в перспективе, придают изображению реалистичность и объемность.

Тональная перспектива, в отличие от линейной, может изменяться в зависимости от погодных условий. Влажность и запыленность воздуха оказывают влияние на то, насколько четко и контрастно будут видны предметы вдали. В тумане или дожде цветовая гамма становится более однородной, а контуры объектов размываются. В ясную и солнечную погоду цвета становятся насыщенными, а детали более отчетливыми. Таким образом, тональная перспектива передает не только пространственные отношения, но и атмосферу и настроение образа.

 
 
На данном снимке морозная погода и мелкий снег делает цветовую гамму более однородной, а контуры объектов размываются. Тут также присутствует линейная перспектива, которая создает эффект присутствия за счет художественной оградки на мостике через реку на переднем плане.
 

 

Так что, наряду с линейной перспективой, тональная перспектива играет важную роль в создании реалистичного и глубокого впечатления от произведения искусства. Они взаимодополняют друг друга, позволяя художнику передать все нюансы и особенности окружающего мира.
В туман или в ветреную и пыльную погоду в пустыне или степи самые яркие проявления тональной перспективы. Кроме того, на рассвете над водой тоже можно наблюдать этот эффект. И все эти явления приводят к интересному выводу: чем дальше находится объект, тем его очертания становятся менее четкими и ясными, цвета менее насыщенные, а сам объект кажется более светлым и менее контрастным.

Важно также упомянуть о масштабной перспективе, которая проявляется в уменьшении однотипных объектов с увеличением их удаленности. Это означает, что чем дальше объект, тем он кажется меньше.

 
 
чем дальше объект, тем он кажется меньше
 

 

Однако стоит отметить, что использование широкоугольных объективов может существенно повлиять на резкость изображения. Благодаря их широкому углу зрения, около 70 градусов, они обладают резкостью на всем протяжении кадра, особенно при использовании меньшего значения диафрагмы. Такая возможность может быть очень полезна в условиях ограниченной освещенности. Однако, о деталях связанных с резкостью мы поговорим немного позже.
Глубину резкости в фотографии можно контролировать не только математическими расчетами, но и визуально, используя глаза. Она представляет собой расстояние между самым ближним и самым дальним объектом, который останется резким при определенном значении диафрагмы. Это важный инструмент, который позволяет добиться интересного эффекта и играть с глубиной кадра.

Кроме того, можно использовать размытость фона или определенной части изображения, чтобы создать еще больший объем кадра. Чем меньше значение диафрагмы, тем более размытыми будут выглядеть объекты, находящиеся ближе или дальше от точки фокусировки. Это позволяет организовать ритм удаляющихся однотипных объектов и придать натюрморту особую глубину.

 
 
можно использовать размытость фона или определенной части изображения, чтобы создать еще больший объем кадра.
 

 

Не ограничивайтесь только теорией и математическими расчетами. Управление глубиной резкости — это творческий процесс, в котором важно довериться своему зрению и экспериментировать. Попробуйте различные диафрагмы, экспериментируйте с размытием фона и создавайте уникальные композиции, которые привлекут внимание зрителя.
В фотографии исключительно важное значение имеет понятие «глубина резко изображаемого пространства» или ГРИП. Во многом ГРИП зависит от различных факторов:

1. Расстояние до объекта является одним из ключевых факторов, определяющих величину ГРИП. Очевидно, что чем больше расстояние до объекта, тем больше будет ГРИП и наоборот.

2. Значение диафрагменного числа также оказывает значительное влияние на ГРИП. Правило простое: чем меньше значение диафрагмы, тем меньше будет ГРИП и наоборот.

3. Фокусное расстояние объектива — еще один фактор, который играет роль в формировании ГРИП. Если фокусное расстояние объектива меньше, то ГРИП будет больше, особенно при сохранении одинакового расстояния до объекта.

4. Линейный размер матрицы фотокамеры — это не только количество мегапикселей, но и важный фактор, который следует учитывать при определении ГРИП. Если размер матрицы фотокамеры меньше, то ГРИП будет больше. Это особенно полезно при макро-съемке, если требуется большая глубина резко изображаемого пространства.

Таким образом, понимание и учет этих факторов помогут фотографу достичь желаемой глубины резкости в своих снимках. Изображения с большим ГРИП могут создавать эффект пространственной глубины и передавать особую атмосферу. В то же время, с помощью меньшего ГРИП можно сосредоточиться на более ограниченной зоне и выделить главный объект съемки. В итоге, понимание и умение управлять ГРИПом открывают дополнительные возможности для творчества в фотографии.
При использовании фотоаппарата, очень важно уметь правильно регулировать диафрагму. Диафрагма — это специальный механизм внутри объектива, который позволяет контролировать количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата. Чем больше диафрагма открыта, тем больше света проходит через объектив и получается более яркое изображение. Однако, это также влияет на глубину резкости изображения.

Важно знать, что значение диафрагмы выражается числом, которое показывает насколько открыты лепестки диафрагмы. Самые распространенные значения диафрагмы — это 2.8, 4.0, 5.6, 8.0, 11.0, 16.0, и 22.0. Когда диафрагма полностью открыта (например, при значении 2.8), фотоаппарат получает самое максимальное количество света, что и делает изображение более ярким. Однако, при этом глубина резкости будет минимальной.

Когда значение диафрагмы увеличивается (например, при значении 16.0), лепестки диафрагмы полностью закрывают отверстие, и меньше света попадает на матрицу фотоаппарата. Это делает изображение темнее, но в то же время увеличивается глубина резкости. Если фотографируете пейзаж, большое значение диафрагмы может быть полезным, так как позволяет сохранить резкость от переднего до заднего плана. Кроме того, в зависимости от количества лепестков в диафрагме, можно получить интересные эффекты, например, лучи фонарей, которые разбиваются на звездчатые фигуры.

Таким образом, правильный выбор значения диафрагмы позволяет фотографам контролировать яркость и глубину резкости и создавать уникальные и красивые фотографии.
Важно иметь в виду, что при использовании зеркальной камеры, изменения настроек диафрагмы, а значит и резкости сразу видны в окуляре фотоаппарата. Это позволяет быстро оценить результат и внести необходимые коррективы. При этом, результаты можно проверять на экране фотоаппарата после съемки, чтобы убедиться в получении желаемого эффекта. Размытость фотографий предоставляет возможность контролировать объем изображения и привлекать внимание зрителей, что играет важную роль в композиционном построении. Композиция в фотографии является ключевым элементом, позволяющим передать замысел автора и создать эмоциональное воздействие на зрителя. Опытные фотографы используют размытость снимков с целью создать глубину и движение, делая фотографии более динамичными и интересными для восприятия. Таким образом, контроль резкости и размытости позволяет создавать фотографии с необычными эффектами и позволяет фотографу полностью раскрыть свою фантазию и творческий потенциал.
Итак, мы с Вами поняли, как управлять объемом кадра, как строить кадр таким образом, чтобы снимок не выглядел плоским. Но в любом правиле есть исключения, и Вы, как творческий человек вправе выбирать: нужен Вам объем на снимке или нет.

Каждый сам для себя решает, какие инструменты ему применять для построения его кадра и как они скажутся на идее снимка. Композиция и выбор фона — это ключевые элементы, которые придают снимку объем и глубину, а также помогают выделить главный объект идеально в пространстве.

Поэтому каждый фотограф имеет свой собственный стиль и подход к созданию кадров. Некоторые предпочитают оставлять фон размытым, чтобы акцентировать внимание на субъекте, в то время как другие активно использовать объем и глубину, чтобы создать эффект трехмерности.